DataLife Engine / В 2023 году в черноморских портах упала перевалка угля

В 2023 году в черноморских портах упала перевалка угля

На фоне роста перевалки угля в Дальневосточном, Балтийском и Арктическом бассейнах на 11 млн т показатель Азово-Черноморского бассейна упал на 8 млн т. Среди причин — логистические проблемы и высокие цены части стивидоров юга
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

В 2023 году российские порты перевалили 203 млн т угля, что на 1,5% больше, чем в 2022 году. Погрузка в Дальневосточном, Балтийском и Арктическом бассейнах показала рост — 109 млн т (+4 млн т), 46 млн т (+4 млн т), 16 млн т (+3 млн т) соответственно, и только инфраструктура черноморского направления потеряла 8 млн т твердого топлива и просела до 32 млн т, подсчитали в отраслевом консалтинговом агентстве Neft Research.

Почему снизилась перевалка в Азово-Черноморском бассейне

По данным Neft Research, самыми недозагруженными портами Азово-Черноморского бассейна в 2023 году стали Тамань (недозагружен на 58%), Туапсе (на 71%) и Ростов-на-Дону (84%).

Как отмечает источник РБК в стивидорной компании одного из портов Азово-Черноморского бассейна, проблема этого региона не в портовых мощностях («которых более чем достаточно»), а в «узких местах в железнодорожной логистике, подъездных путей к терминалам».

По словам представителя ОТЭКО (управляет Таманским терминалом навалочных грузов мощностью более 70 млн т в год), компания продолжает операционную деятельность, выполняет свои обязательства, готова к конструктивному диалогу со всеми заинтересованными экспортерами. «При условии расширения узких мест на железной дороге только один таманский терминал способен закрыть годовую потребность Индии в металлургическом угле. К тому же Тамань географически ближе к рынкам Индии, Ближнего Востока, Африки, не говоря уже о Турции — самых емких угольных потребителях», — считают в компании.

Нур Шаяхметов, эксперт аналитического центра «Яков и партнеры», отмечает, что в январе 2024 года угольные компании и трейдеры вдвое снизили перевалку через терминал в Тамани, считая стоимость услуг по перевалке завышенной. По состоянию на февраль есть сообщения, что морские отгрузки угля из Тамани вовсе прекратились. «Цель трейдеров — добиться снижения ставки до уровней 2019 года, когда стоимость перевалки составляла $8–14 при цене тонны угля $50, в то время как сейчас цена перевалки держится на уровне $24,5 за тонну», — поясняет эксперт. Нивелировать эти сложности помогло бы заключение договоров ship-or-pay (схема, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а клиент даже в случае непоставки груза должен все равно оплатить транспортировку. — РБК) с гарантиями объемов со стороны грузоотправителей и встречным снижением стоимости перевалки, считает он.

16-02-2024, 15:27
Вернуться назад